Такому понятию, как правовое государство, уже несколько сотен лет, но каждый из нас не сразу начинает задумываться о том, что это наиболее успешный способ организации общества. Попытки преподать правовую основу всего гражданского общества предпринимаются еще в школе, но, как показывает практика, глубокое осознание этих вопросов приходит гораздо позднее.
Сегодня достаточно трудно отыскать человека, который бы имел полное представление обо всех нормативных документах федерального уровня, но число проявляющих интерес к конституции в частном порядке неизбежно возрастает. Умение самостоятельно анализировать юридические документы избавляет от необходимости бесчисленных консультаций, на которых разные эксперты нередко дают различные ответы.
Самая сложная задача заключается в том, чтобы понять, как законодательно регулируется вся деятельность в РФ. С пониманием принципов построения правовой базы придет и опыт в трактовках интересующих отдельных законов. Это значит, что можно будет самостоятельно получать исчерпывающие ответы на все возникшие вопросы, пользуясь достоверными официальными данными, а не слухами, которые заполонили интернет-пространство.
Законодательная основа деятельности государства и общества
Основным документом, регламентирующим отношения и деятельность, является Конституция. Это документ обладает высшей юридической силой. На его основе создаются дополнительные нормативные документы, например, Федеральные законы. Федеральный закон принимает Государственная дума, как объект законодательной власти. Кроме этого, разработаны еще два документа, определяющие ответственность за нарушение Конституции, это уголовный и административный кодекс.
Система законодательства имеет древовидную структуру и подразумевает разработку нормативных документов на разных уровнях власти. Примером такого построения может служить организация воинской службы или призыва на военные сборы. Все вопросы по исполнению воинской обязанности гражданином изложены в ФЗ о военной службе. На основании этого закона издаются внутренние приказы о призыве в армию по линии Министерства обороны. Но о начале призывной кампании извещает президентский указ о призыве на военную службу. Подобная процедура происходит и при подготовке к проведению учений.
Организация призыва на военную службу
За организационные действия, которые осуществляются для того, чтобы пополнить ряды вооруженных сил новобранцами, отвечает не один человек и даже не одно ведомство. Так как это целый комплекс определенных мероприятий, то он ложится на плечи компетентных структур на разных уровнях. Весной Президент РФ, как Верховный главнокомандующий, подписывает Указ о начале весеннего призыва. Текст этого указа становится доступным на официальных источниках Кремля и может быть использован, как нормативная основа.
Основное содержание документа направлено не на установку показателей призыва (они приведены в ФЗ), а именно на начало кампании, ее сроки и определение ответственности. В текущем году будет призвано около 140 тысяч граждан в возрасте до 27 лет. Такое большое пополнение необходимо рационально распределить по воинским частям. Указанный документ наделяет полномочиями определенные структуры, подведомственные Министерству обороны, а также накладывает ответственность за проведение призыва на органы региональной власти.
На следующем этапе подготовки издается дублирующий приказ Министерства обороны. Не каждый понимает, зачем нужен этот шаг, поэтому и рассматриваем древовидную структуру документов. Указ Президента инициирует приказ МО. На его основании создаются внутренние приказы региональных отделов военного комиссариата, а те, в свою очередь, отдают распоряжение для муниципальных ведомств.
Указ от имени президента, извещающий о призыве на срочную службу выходит весной и осенью. Первый призыв начинается с 1 апреля, а второй – с 1 октября. Сам документ датируется несколькими днями ранее, дабы заинтересованные структуры смогли осуществить должную подготовку.
Указ о проведении сборов
Аналогичным образом осуществляется подготовка проведения военных сборов. Цели и нормативы определены федеральным законом, а указ о призыве россиян на военные сборы опирается на этот закон. Здесь важно понимать, Президент не имеет права вносить никаких изменений в трактовку закона. Но если определено согласование по некоторым показателям, то они определяются ежегодно. Поэтому и создается такое впечатление, что глава государства решает, кто и сколько будет служить.
В 2017 году президент подписал указ о призыве на сборы еще в феврале. Он установил максимальный срок их прохождения, опять-таки в соответствии с вышеуказанным ФЗ. Но возможности воинских частей, востребованность кадров, уровень финансирования и цели мероприятия вносят небольшие корректировки. На самом деле срок уменьшается до 2-3 недель.
Если ознакомиться с текстом приведенного указа, то можно обнаружить пункты для служебного пользования. Это целевые распоряжения, которые направлены конкретным структурным подразделениям и представляют сбой информацию, не подлежащую разглашению. Поэтому данный текст в официальном документе недоступен для чтения.
Кто должен исполнять
Система исполнения высших указов напоминает закон феодалов, который применялся в средневековой Европе: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Это значит, что обычный рядовой гражданин, который ведет свою жизнедеятельность в определенном русле, не должен немедленно реагировать на вышедший в свет указ от Главы государства.
После того, как пройдет волна создания подведомственных приказов, призыв к действию дойдет и до самих военнообязанных. Для них характерным документом будет являться повестка из военкомата. Явиться на армейские сборы по повестке гражданин обязан на основании все того же федерального закона, а сам факт подписания указа просто информирует о начале призывной кампании.