Государственная программа по предоставлению займа военнослужащим, направленного на приобретение жилья, как любая другая, состоит из ряда правоустанавливающих и регулирующих положений. Довольно часто среди участников возникают недовольства относительно излишнего бюрократизма при попытке реализовать свое право на участие в той или иной программе.
Поводом для формирования такого негативного мнения служит внезапно всплывающие обстоятельства, но фактор внезапности существует только для участников, так как все процедуры реализации однозначно прописаны в соответствующем законодательном акте или прочем документе. Поэтому для эффективного ведения своей деятельности по получению воинской ипотеки нужно быть осведомленным, хотя бы в общих чертах, с вышеуказанным законом, регламентирующим весь механизм регистрации, оформления и выплаты займа.
Принятый в 2004 году закон РФ №117, датируемый 20 августа регулирует механизм получения и выплаты денежных средств, устанавливая обязательства всех заинтересованных сторон.
Чтобы определить свои права и порядок действий для участия в программе, достаточно изучить ряд статей из соответствующих разделов ФЗ. Но своеобразная текстовка, а также излишние ссылки и сложная терминология зачастую препятствуют гражданам, пытающимся самостоятельно рассмотреть интересующие вопросы. Поэтому они вынуждены обращаться за консультацией к юристам. Мы предлагаем сделать кратко проанализировать федеральный закон с целью удобного поиска необходимой информации.
Структура документа
В силу того, что закон, прописывающий основные положения о военной ипотеке, был принят в далеком 2004 году, а изменения в экономической сфере не могут не отражаться на определенных показателях, текстовка претерпевала несколько редакций, поэтому для пользования обязательно нужно искать редакцию с последними изменениями. Только такой подход может обеспечить актуальность полученных данных. Что же касается структуры, то она не изменилась. Как прежде, выделены семь глав, представленных набором статей. Каждая глава отвечает на строго определенный перечень вопросов выбранной тематики.
- Общие положения описывают предназначение программы, способы финансирования, устанавливают круг заинтересованных лиц, а также вводят терминологию, которую впоследствии предстоит использовать. Сюда входят первые три статьи, носящие исключительно ознакомительный характер.
- Организация накопительно-ипотечной системы. В данной главе рассмотрены вопросы деятельности НИС. Определяются источники денежных средств, устанавливаются контролирующие органы. Словом, описаны все мероприятия, обеспечивающие организацию работы программы.
- Глава, посвященная непосредственному участию военнослужащего в НИС, устанавливает критерии отбора для жилищного займа, прописывает основные права граждан и формулирует правила снятия со счетов накопленных средств.
- Все возможные операции с денежными средствами, а также право на их проведение устанавливаются четвертой главой. Здесь же указывается последовательность действий при получении свидетельства на право участия в программе.
- Глава 5 предусматривает возможности представления накоплений, их использования и управления. Выделение средств в таких масштабах, которых хватает на приобретение жилья, должно производиться под контролем государственных организаций. Причем контроль осуществляется не столько за деятельностью заемщика, сколько за деятельностью банков. В результате клиент получает гарантию на исполнение предусмотренных обязательств со стороны кредитора, за счет которого и осуществляется военная ипотека.
- В последнем разделе указывается начало действия закона с учетом всех изменений и поправок.
Общие положения
Участниками программы являются военнослужащие, банки, предоставляющие займы на целевое использование, а также государственные системы обеспечения финансирования. Банк и Министерство обороны служат промежуточным звеном между покупателем и продавцом. Деятельность банка направлена на то, чтобы продавец в полной мере получил денежные средства, а государство обязуется частично или полностью эти средства выплатить в виде накоплений на личном счете военнослужащего.
Организация накопительно-ипотечной системы
Выплаты ипотечных займов, предоставленных военнослужащим для приобретения жилья осуществляется за счет средств бюджета государства. Она представлена в виде отчислений на личный счет, заведенный при регистрации участника программы в НИС. Размер выплат составляет среднее значение от теоретически возможных самостоятельных накоплений гражданина при двадцатилетней выслуге. Для того, чтобы претендовать на использование накопленных средств необходимо прослужить в армии не менее 10 лет. В случае гибели военнослужащего семья имеет право на участие в программе при условии, что военный стаж составляет от 10 лет.
Статья 5 определяет фонды для формирования накоплений. Если гражданин желает познакомиться с законодательством в общих чертах, то эту статью можно упразднить. Единственное, что необходимо понимать, — это перечень факторов, от которых зависит сумма ежемесячных отчислений. Она ежегодно индексируется и определяется постановлением правительства, исходя их единой экономической ситуации в стране.
Субъектом отношений по инвестированию накоплений является государство в лице Министерства обороны. Государственное учреждение «Росвоенипотека» ведет работы по регулированию исполнения программы кредитования. В его обязанности входит формирование реестра военнослужащих, желающих принять участие в программе, проверка законности составляемых отношений, регулирование деятельности покупателя при получении права на использование целевого займа.
Участие военнослужащих в НИС
Законное право, позволяющее претендовать на финансирование в рамках военной ипотеки, имеют курсанты высших военных образовательных организаций, прапорщики и мичманы, прослужившие на добровольной основе не менее трех лет, а также солдаты и матросы, которые повторно заключили контракт. Получение, соответственно, первого офицерского звания или заключение контракта считается основанием для регистрации в НИС.
Внесение личных данных в реестр может осуществляться исключительно по личному письменному заявлению в виде рапорта. Он подается на имя командира части. Гражданин должен быть исключен из реестра в случае гибели (но семья участвует в программе, если выслуга составляет более 10 лет), выполнения обязательств со стороны государства, увольнения со службы раньше положенного срока.
При выполнении законного перехода военного из одного федерального органа исполнительной власти в другой, (если и там предусмотрена военная служба) право на пребывании в списке НИС сохраняется за солдатом, а данные о состоянии личного счета должны быть переданы силами представителей. Воспользоваться средствами, которые аккумулировались на счете, военнослужащий может, если срок его службы превысил 20 лет.
При увольнении раньше полной выслуги не лишается права на участие в программе гражданин, чей срок превысил 10 лет. Факт исполнения возраста, который определяет предел пребывания на службе, также считается правоустанавливающим фактором для использования накоплений. Если мотивация для оставления службы заключается в подорванном здоровье, причем военной комиссией данный факт был подтвержден, а также вынужденное увольнение при проведении организационно-штатных мероприятий не считаются причиной отказа гражданину в выдаче накоплений.
Статья 11 устанавливает обязанности для военнослужащих. Все выделенные средства он должен направить на приобретение жилья. Причем на тип жилья, его местонахождение и количество владельцев ограничений нет. Нельзя использовать ипотечные средства на строительство или приобретение участка. В случае увольнения со службы, кроме рассмотренных ситуаций, государство не только прекращает производить отчисления, но и вправе востребовать компенсацию затраченных ранее средств.
Право на участие в программе передается членам семьи военнослужащего в случае его гибели при выслуге более 10 лет. Членами семьи считается супруга и несовершеннолетние дети, а также дети, проходящие обучение в учебном заведении по очной форме до достижения ими 23 лет. Открытие или закрытие именного счета сопряжено с включением или исключением из реестра НИС по заявлению гражданина. Как правило, начало программы заключается в подаче рапорта, а окончание программы – с последней выплатой государства.
Отметим, что условия по военной ипотеке могут со временем видоизменяться, поскольку меняется и современная действительность. Поэтому, чтобы получить грамотную консультацию, требуется обратиться к юристу, специализирующемуся на военном праве или гражданскому адвокату. Подобного рода специалисты смогут собрать информацию в кротчайшие сроки и в понятном виде предоставить ее для ознакомления.
Использование накоплений
Право на использование накоплений личного счета передается военнослужащему через три года с момента регистрации в НИС. Средства поступают на счет продавца безналичным переводом после оформления договора купли-продажи квартиры. Законность оформления ипотечного займа отслеживается Росвоенипотекой, как представителем государственной структуры. После совершения следки гражданин обязан произвести все регистрационные действия.
Накопления могут быть использованы в качестве ежемесячного платежа по кредиту или выступать в роли первоначального взноса. Если военнослужащий решил использовать накопления при увольнении из армии по выслуге, то на его счете к этому времени аккумулируется сумма, достаточная, чтобы приобрести готовое жилье по средним параметрам.
Остальные главы законодательства освещают вопросы, не являющиеся ключевыми, поэтому при кратком анализе текста закона они не используются. Знание первых четырех глав уже обеспечит эффективность в реализации программы ипотечного кредитования для военнослужащих.